Повышение родительской ответственности и обеспечение психолого – педагогической поддержки родителей в условиях работы родительского клуба «Наш ребёнок» в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям каждая современная дошкольная образовательная организация должна создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Гарантом эффективности взаимодействия ДОО с родителями выступают следующие условия:
-ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;
- искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;
- заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;
-системный характер работы.
В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОО, возрождение семейного воспитания. Задачи взаимодействия ДОО с семьей:
-создание единого образовательного пространства;
- возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи и детского сада;
- формирование родительской ответственности;
-всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям в осознании собственных семейных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем;
-организация и проведение семейного досуга, совместного творчества.
Учитывая это, стратегия деятельности современной ДОО должна предусматривать реализацию системы психолого-педагогических мероприятий. Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОО.
Ставя перед собой задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, наш педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №5» в новом учебном году пересмотрел формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и формирования ценностей здорового образа. Была выбрана форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках деятельности клуба «Наш ребенок» (далее – Клуб).
Целями деятельности Клуба являются:
-активизация педагогического потенциала семьи, систематизация знаний родителей в вопросах укрепления физического, психического здоровья, творческого и интеллектуального развития детей, а также обеспечение условий для их личностного роста. Задачи деятельности Клуба:
Задачи деятельности Клуба:
-психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- формирование у них уверенности в собственных педагогических возможностях;
- установление партнерских отношений в семье каждого воспитанника;
- объединение усилий ДОО и семьи для разностороннего развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Было разработано положение и план работы клуба на учебный год, которые были приняты на педагогическом совете.
Организация и проведение разных форм взаимодействия с родителями:
- Круглый стол «“Кризисы. Что это такое? Какие бывают? Как поступить?”» (для родителей младших групп);
- Игровое занятие-импровизация для детей и взрослых «Игра –дело серьезное» (для родителей и детей старших и подготовительных групп);
- Семинар-практикум «Здоровье ребенка в ваших руках» (для родителей средних групп);
- Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!» — традиции семьи (для родителей и детей подготовительных групп);
- « «Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии » (для родителей младших групп);
Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". (для родителей и детей средних групп);
- Вечер дружной семьи «Вместе дружная семья » (для родителей и детей старших групп);
-Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»для родителей и детей младших групп)).
Также рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей родители традиционно получают в ходе консультаций: «Физическая активность и здоровье». «Организация семейных прогулок», «Об истоках национальной культуры». В ходе встреч педагоги обобщают представления родителей об индивидуальных и возрастных особенностях детей для их учета в процессе семейного воспитания; способствуют формированию адекватного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В работе клуба принимают активное участие все специалисты ДОО.
В начале и конце учебного года педагоги проводят анкетирование, которое позволяет выявить запросы и пожелания родителей, волнующие их вопросы развития и воспитания детей, а также мнение о работе педагогов и деятельности ДОО в целом.
Также организуются конкурсы (например, «Осенняя фантазия». «Волшебница- зима», дни здоровья, где родители выступают активными участниками, экскурсии, акции «Береги птиц зимой», «Зеленая аптека» и др.).
Благодаря открытым мероприятиям, которые мы решили проводить в течение учебного года по рубрикой «День открытых дверей для родителей» родители не только выступают в роли зрителей, но и являются непосредственными участниками. Таким образом, осуществляется их практическая подготовка по вопросам воспитания ребенка. На данном этапе организуется совместная деятельность с детьми и родителями — занятия, праздники, развлечения. Дни здоровья и т. д.; консультационная помощь специалистов, составление индивидуальных планов совместно со специалистами и родителями.
Наряду с эффективным решением задач деятельности Клуба результатами организуемой в нем совместной деятельности педагогов и родителей стали:
- повышение активности родителей как участников образовательного процесса;
-улучшение детско – родительских отношений;
-сближение родителей и педагогов в процессе участия в конкурсах, открытых мероприятиях, экскурсиях и других мероприятиях;
-разносторонне развитие детей;
-создание мини – музеев: « Краеведения», "Русская изба»;
-оформление фотовыставок:" Хорошо у нас в саду!», «Наша дружная семья»;
- организация выставок семейных работ: «Осенняя фантазия», "Дары природы », "Зимушка хрустальная в гости к нам пришла», « Достопримечательности нашего города», ""Папа, мама и я -волшебники».